Ампир — торжество классицизма

Перед самой Великой Французской революцией в Европе появилась мода на использование в интерьере предметов искусства Древней Греции и Рима.

Перед самой Великой Французской революцией, в 50-е годы XVIII века в Европе появилась мода на использование в интерьере предметов искусства Древней Греции и Рима. Высший Свет, состоятельные, да и просто хорошо образованные люди все больше стремились приобщиться к великим культурам древности: изучать историю, собирать разнообразные антики.

Такой спрос породил и предложение, и на территории Европы массово начали появляться продавцы античного искусства. Причем, очень часто те древности, которые они предлагали к продаже, попросту воровались из руин античных храмов и с мест раскопок. А копали тогда много — особенно на месте гибели Помпей и Геркуланума — городов, павших жертвой страшнейшего извержения вулкана Везувий.

Стиль ампир в наши дни

Стиль ампир в наши дни

Такая мода на античность стала одной из причин появления нового направления архитектуры и искусства, получившего название классицизм. Основные правила классического стиля были во многом заимствованы не только из древней Греции и Рима, но и из популярной тогда философии эпохи Просвещения. Классицизм в его гармонией и строгостью очень вовремя сменил поднадоевшие к тому времени пышные формы барокко и легкомысленные завитушки рококо.

Главным поклонником нового стиля в Европе, был, наверное, французский Император Наполеон I, который присвоил себе свой титул по образу императоров древнего Рима. В его честь после 1800 года высокий классицизм стали называть «ампиром», что в переводе с французского означает империя.

Поскольку корни классицизма уходили в греческую архитектуру, основным элементом зданий нового стиля стал ордер, из которого формировали разнообразные портики, галереи, колоннады и лоджии. Всего в архитектуре существует три типа ордера — дорический, ионический и коринфский, которые отличаются основными пропорциями колонн, особенностями линий капителей и некоторыми конструктивными элементами.

Теперь любое здание, построенное в стиле классицизма, было украшено разнообразными колоннами, полуколоннами и пилястрами одного из этих ордеров, которые симметрично делили плоскость фасада. Точно такие же мотивы использовались и во внутреннем убранстве помещений. Затем в архитектурную моду вошли также круглые купольные залы, похожие на древнеримские храмы, и своеобразные подражания греческим дворикам с колоннадой — «перистили».

В такой интерьер, конечно, очень гармонично вписывались различные античные статуи. Их размещали в промежутках между колоннами или убирали в специальные ниши в стенах. Счастливые обладатели собраний античных скульптур и предметов создавали в своих домах целые выставки, помещая свои приобретения и находки в одном зале. Логично, что и современные скульпторы ухватили общую тенденцию и начали создавать работы, следуя древним канонам. Это было очень кстати, ведь подлинного античного искусства на всех желающих, конечно, не хватало, и надо было заполнять рынок.

Что касается интерьеров, то внутреннее убранство в стиле ампир отличалось довольно простыми формами и гармоничностью. Это была мебель довольно простых форм и линий, с минимумом декоративных деталей. Но при этом она все равно оставляла впечатление дороговизны и красоты.

Архитекторы стали использовать и совершенно иные строительные материалы. Именно в классицизме в интерьеры вновь вернулись разнообразные породы отделочного камня (напомним, что стиль барокко и, тем более, рококо предпочитали мягкое и податливое дерево и пышную позолоту). Теперь же стены и пол стали покрывать различными оттенками и сортами мрамора, или более редким камнем.

Логика такого выбора была довольно проста: во-первых, камень считался красивым и более современным, а во-вторых, — это более надежный вариант отделки, способный перенести даже пожар. Конечно, были у камня и некоторые недостатки, например, его дороговизна. Кроме того, в условиях северной Европы и, тем более, в России использовать, скажем, мрамор, было довольно непрактично. Ведь он делал помещение даже еще более холодным, чем на самом деле.

Зато на территории России было довольно много других интересных с точки зрения архитектуры камней. Например, богатейшие залежи малахита, лазурита и яшмы. Поэтому в России полудрагоценные камни стали очень широко использовать во внутренней отделке помещений. Особенно в императорских дворцах. Чуть ранее для внутренней отделки стен придумали использовать штукатурку, так что интерьер можно было оформить максимально лаконично и, в то же время, с большим вкусом.

Помещение, стены которого выкрашены в бледные цвета, делятся пилястрами или полуколоннами и украшены сдержанной лепкой было просто совершенно и не требовало никакого дополнительного декорирования. Затем историки открыли миру помпейские росписи, и практически все богатые люди Европы пожелали увидеть в своем доме нечто похожее. Так в интерьерах стали широко использовать фрески и арабески, которыми декорировали пилястры или фриз. Потом их стали заключать в специальные рамы, которые со временем покрыли позолотой.

Стиль ампир в эпоху рассвета классицизма

Стиль ампир в эпоху рассвета классицизма

К слову, классицизм практически не унаследовал барочную страсть к золоту. Лепнина оставалась белой и выделялась за счет цветного фона стен. После торжественных и ярких цветов барокко мягкие тона классицизма — бледно-розовый, нежно-голубой, кремовый и фисташковый — казались новым словом в декоре. Кроме того, в эту эпоху в интерьерах появилось стекло. Со временем зеркала становились все больше по размеру и использовались для создания интерьера в парадных залах. Это позволяло добиться ощущения дополнительного объема.

Вообще, если мы внимательно посмотрим на здания XVIII столетия, то увидим, что остекление окон в стиле барокко достаточно мелкое, чтобы можно было использовать небольшие по размеру стекла. Первые стекла большого размера (так называемые зеркальные) появились только в XIX веке, когда научились стеклить окна большими кусками стекла. Примечательно, что родоначальником этих окон стала Россия. Например, в Павловском дворце окна делались по проекту Воронихина, который руководил реконструкцией Павловского дворца после пожара.

Вместе со многими другими элементами интерьера ушли в прошлое и огромные, помпезные хрустальные люстры с подвесками. Их сменили бронзовые светильники, подражающие лампам античности. Они никогда полностью не покрывались позолотой, лишь частично. И те элементы, которые золотились, придавали светильникам еще большую элегантность.

Как и ранее, архитекторы эпохи классицизма занимались не только стандартными работами по созданию здания, но и полностью разрабатывали внутреннее убранство всех помещений, вплоть до мельчайших подробностей. Отчасти именно поэтому каждое здание стиля смотрится как единое целое. Помещения не переполняли элементами интерьера, включали только самое необходимое. Это позволяло человеку чувствовать простор и не действовало на него подавляюще.