Интерьер по-японски: секреты и традиции

Японская философия прекрасна и удивительна, она включает в себя четыре понятия, которые с детства знакомы каждому японцу.

Прекрасное, в соответствии с японской философией, многосторонне. Оно включает в себя четыре понятия, которые с детства знакомы каждому японцу. Эти понятия – саби, ваби, сибуй и юген – определяют саму суть гармонии. И в соответствии с этими понятиями существует и сложившаяся японская традиция обустраивать интерьер.

Саби, или «ржавчина», олицетворяет собой печать времени. Суть в том, что чем заметнее на предмете налет прошлого, тем большую ценность представляет этот предмет. Например, старинный чайник из потрескавшейся от времени глины в глазах японца обладает гораздо большей весомостью, чем его современный керамический собрат. И чем дольше используется этот чайник, тем выше становится его цена. Нередко можно увидеть японца, с благоговением и трепетом держащего в руках старую чашку, глазурь которой от времени и температуры напитка успела потрескаться – такой посудой в традиционном японском доме умеют дорожить.

Интерьер в японском стиле

Созвучно саби и понятие «ваби» – красота простоты и отсутствие ненатуральности. Ваби – это все, что связано с функциональностью, практичностью предметов. Не удивительно, что саби и ваби со временем стали составлять одно целое и в новом обиходном термине «сибуй» обрели еще более широкое значение.

Сибуй – воплощение искренней, природной красоты, корни которой лежат в натуральности предмета и материала и минимальном вмешательстве извне. Чем менее обработаны глина или дерево, чем выше их практичность, тем ближе они к сути сибуй. Понимание сибуй в Японии принято считать признаком отличного вкуса.

Однако у каждой вещи, кроме внешней красоты, есть и некая тайна, недосказанность, которая сокрыта от посторонних глаз – юген. Поэтому всего ценнее в глазах японца предмет незавершенный, который своей сутью вселяет в человека ощущение радости. Незаконченность такого предмета дарит ему изменчивость и загадочность.

Все эти понятия нашли отражение и в принципах оформления интерьера по-японски. Когда-то в традиционном японском доме непременно присутствовали очаг в специальном углублении в полу, подушки, на которых рассаживались вокруг очага прямо на полу, и низкий столик. До сих пор в Японии не принято выставлять в комнатах большое количество мебели; шкафы, как правило, встроены в стены или ниши в полу, и все предметы быта спрятаны от посторонних глаз. Минимум мебели – один из основных принципов организации интерьера в японском стиле. Свободное пространство в помещениях декорируют японскими вазами, статуэтками и старинными свитками.

Стенные ниши в японских домах называют шигай-дана; такие ниши заменяют традиционные шкафы, серванты и комоды. Вообще же назвать японскую мебель «традиционной» – означает согрешить против истины, потому что вся мебель в Японии очень оригинальна.

Традиционная японская мебель называется тансу. Это антикварная корпусная мебель, которая была изготовлена более трехсот лет назад, а именно в 1615-1780 годах, в так называемую эру Эдо. Разнообразие в стилистических решениях тансу появилось позже, в середине 19-начале 20 века.

«Прародитель» тансу – дорожный сундук. Он стоял в специально отведенном для него месте и был хранилищем наиболее ценных вещей. Со временем к таким сундукам стали приделывать колесики – так появились своего рода передвижные комоды. Еще позже класс тансу разнообразился шкафчиками со множеством дверок и ящичков, украшенными металлической ковкой. Затем японские мастера освоили искусство изготовления шкафов-лестниц и гигантских буфетов.

Ковка была непременным элементом декора – ею отделывали кромки стенок и внешние стороны углов.Коваными были также петли для дверей; закрывались тансу с помощью врезных замков. Чем состоятельней был владелец мебели, тем больше на ней было кованых элементов, ящиков и лакированной отделки.

Японский стиль в интерьере ванной

В первое время тансу была привилегией знатных горожан, и делали ее только из ценных пород древесины. Так, для изготовления лицевой стороны использовали панели из кейаки (их покрывали лаком для прочности и красоты). Ящики и сам корпус комодов делали из кири (эта порода отличалась отличной способностью поглощать влагу, подобно южноамериканским породам древесины). Основу корпуса и панели делали из хиноки (по своим характеристикам эта древесина напоминает желтый кедр).

До сегодняшнего дня трепетно относятся японцы к oldwood (дословно – «старое дерево») – тому, что в России принято называть «антикварная древесина». Рамы для зеркал и ширмы, скамьи, столы и консоли, сделанные из oldwood, отличаются респектабельностью и высокой прочностью. Используется oldwood и при облицовке мебели – этой древесиной отделывают стеллажи, спинки кроватей, кофейные столики. Иногда из oldwood делают абажуры для торшеров. Oldwood отличается ярко выраженным рельефом и характерными для старого дерева визуальными особенностями. Мебель из oldwood уникальна, поскольку воплощает в себе сочетание тех самых принципов прекрасного, о которых говорилось выше.

Любят японцы мебель из тика. Это дерево не боится ни влаги, ни насекомых-вредителей. Причем чем больше лет мебели из тика, тем привлекательней и прочней она становится.

Много в японских интерьерах предметов из манго – в основном из этой древесины делают декоративные вазы; ствол манго, распиленный на фрагменты по полметра шириной, служит отличным материалом для изготовления табуретов.

Поверхность мебели и предметов интерьера покрывают материалом из прочного тростника (в Европе он носит название «opium-mat»). Волнистая фактура этого материала придает предметам особый шарм и изысканность. Интересно, что столешница не прикрывает спилы ножек стола, и по торцам умельцы легко могут определить возраст и тип древесины.

Следует отметить, что в Японии традиционно делают мебель из цельного массива. Считается, что только такая мебель способна сохранять и приумножать положительную энергию и вселять в человека дополнительные силы. Однако японская мебель сохраняет и еще одну особенность – необычайную легкость. Она достигается за счет полых деталей внешне очень массивной и громоздкой мебели.

Много внимания уделяют в Японии мелким деталям – например, тщательно продумывают ручки комодов, плавные линии ножек для столиков. При этом чем проще форма деталей, тем более подчеркнутой выглядит важность свободного пространства.

Японский интерьер органичен и отличается гармонией, поэтому элементы японского стиля – стенные ниши, низкие столики или просто декоративные детали – можно встретить в домах в разных уголках мира.

Ответить